Скажу сразу, стопроцентной гарантии на выживание не дает никакой вид противоминной обуви.
Есть три основных вида защиты ног для сапера:
- 1. "Пауки" как на фото. Снижают шанс наступить на датчик цели противопехотний мины, создают небольшое расстояние, ослабляющее действие подрыва на ногу сапера.
Имеют массу минусов, включая сложность работы в болотистой местности - сапер просто увязнет на первых же шагах. Также возникает проблема дестабилизации - после подрыва, сапер летит на землю, падая на мины уже телом.
- 2. "Подушки", по типу французских пневматических надувных башмаков. Идея в снижении веса-давления на датчик цели. Не особо актуально для ПМН-4, например - для активации хватит усилия в 5 кг.
Добавляют саперу общей неуклюжести, и не обеспечивают совершенно никакой защиты от современных противопехотных мин. Делались они еще под ПМН, с необходимым для срабатывания усилием в 8 кг, современные ПМН-2 и ПМН-4 сработают практически гарантированно - у них необходимое усилие в два раза ниже. Точно так же, ПФМ-1 тоже представляет опасность для этих надувных скороходов.
- 3. Ботинки на мощной подошве, усиленной металлом.
Главный недостаток таких ботинок - стопа после подрыва остается целой, только находят ее в дюжине метров от тела, так как ботинок отрывает вместе с ней от ноги.
Сама идея "противоминной обуви" подразумевает перемещение сапера по минному полю, что само по себе является невероятной идеей.
Заход на минное поле - даже для эвакуации раненого - это потенциальная опасность подрыва еще нескольких саперов. Если мины противопехотные - в таком случае лучше уж загнать какую-то бронетехнику, пробить проход гусеницами, и уже потом вытаскивать раненого по этому проходу.
Если же поле смешанного типа - тогда разумнее начать ручное разминирование прохода, и одновременно доставить раненому (с помощью БПЛА, например) турникет и обезболивающее. Забег эвакуационной группы в этаких башмаках на мины - ни к чему хорошему не приведет, именно поэтому я принципиально против них.
Есть еще старая, подзабытая практика - противоминные усиленные каучуковые коврики. Они изначально предназначались для автомобилей, чтоб защитить водителя и пассажиров от осколочного действия мин, но умельцы в Боснии сооружали из них тропинки через минное поле. Принцип действия прост - коврик с помощью блока протаскивали по минному полю с "паштетами", после чего из них делали "островки", по которым следовало пересекать опасную зону.